По роду своей деятельности часто сталкиваюсь с неприятием выражения гнева, злости, обиды, особенно со стороны женщин. Быть агрессивной, для женщины, один словом: «Неприлично». Особенно для интеллектуальных и образованных женщин. Особенно…для одиноких женщин, или женщин, у которых “все сложно”.
У мужчин ситуация несколько иная, так как по гендерному признаку им вроде бы “позволено” выражать свою агрессию, хотя и тут ситуация меняется: толерантность, воздержанность, демократичность, цивилизованность не предполагают активно выражать свое недовольство. И копить, копить ее внутри.
А потом сталкиваться с изменениями в сексуальной сфере: не то желание, не та интенсивность, не та чувствительность. Взаимосвязь характерна и для женщин и для мужчин. Подавление агрессии ведет к подавлению здоровой сексуальности, а это в свою очередь, - к понижению жизненной активности и здоровья в целом. И физического, и психологического, и ментального.
Небольшое отступление для тех, у кого эта тема особенно болезненна: в переводе с латыни агрессия (ag-gresio) – это "движение к" (в противовес слову "регрессия" - "движение от"). То есть в самом понятии заложена идея того, что это энергия, не имеющая положительного или отрицательного наполнения, однако имеющая вектор направления.
Связь агрессии и сексуальности.
Мы используем одни и те же нейронные и гормональные пути, чтобы контролировать сексуальное поведение и агрессию. Мужской гормон тестостерон играет ведущую роль и у мужчин, и у женщин в том, что касается регуляции их агрессивного поведения. А два нейромедиатора – дофамин и серотонин, в свою очередь, соответственно, усиливают или подавляют наши сексуальные и агрессивные порывы.
«Агрессивность и сексуальность в нашем архаичном мозге регулируются одними и теми же нейронными связями, одними и теми же нейромедиаторами, одним и тем же тестостероном,»: пишет гештальт терапевт Серж Гингер. — «и поэтому, разблокируя наши агрессивные эмоции, мы одновременно освобождаем нашу сексуальную энергию»
Эти наблюдения совпадают с выводами многих практикующих терапевтов: почти все сексуальные трудности, если они не имеют физиологическую природу и не связаны с побочным эффектом приема некоторых лекарств, могут быть сведены к трудностям с управлением агрессией — она может быть направлена на себя, ее направленность может быть искажена, она может быть не выражена, подавлена или чрезмерна.
А слово “агрессия” почему-то для многих практически тождественно понятию насилия. Это не совсем так. И, возможно, поняв хотя бы интеллектуально отличия этих проявления, мы сможем позволить быть себе чуть более проявленными, творческими и счастливыми.
Чем же отличается здоровая агрессия от насилия?
Первый критерий — чувство силы, бессилия или всемогущества.
Бессилие и всемогущество связаны с насилием, а могущество — со здоровой агрессией. Насилие, связанное с ощущением всемогущества, можно описать так: «Если я хочу, я это делаю, независимо от того, согласен другой или нет». В ситуации бессилия насильник хочет ударить или нанести вред, потому что не может получить желаемое, потому что его игнорируют или потому, что ему нечего терять. В этом случае главная мотивация — не получить желаемое, а выразить свой гнев. А если мы чувствуем свою силу, ощущаем себя в состоянии сделать что-то, мы идем навстречу другому человеку, не для того, чтобы его разрушить, а для того, чтобы открыто с ним поговорить, по возможности понять, и заявить о себе и своих желаниях и интересах, и прийти к новой ситуации, которая будет так или иначе приемлемой для обеих сторон.
Второй критерий — поведение в рамках, которые задаются законами и правилами жизни в обществе.
Насилие всегда сопровождается выходом за рамки закона, за пределы правил, которые регулируют взаимодействие друг с другом в обществе, а здоровая агрессия уважает эти рамки и может быть выражена в заданных законом пределах. При этом у каждого из нас могут быть собственные представления о рамках, унаследованных из родительской семьи, и иногда у партнеров они не совпадают: для одного громкий голос, высокий тон неприемлемы и воспринимаются как насилие, а для другого это обычный способ разговора в семье. Открытый разговор позволит как минимум услышать о существовании внутренних законов другого и осознано их уважать.
Третий критерий — понимание того, что такое контакт.
Здоровая агрессия предполагает, что мы осознаем существование другого человека как отдельного существа со своими интересами, желаниями, планами и у нас есть намерение пойти навстречу этому человеку. Насилие, напротив, сопровождается разрывом отношений: другой становится объектом, который нужно уничтожить, или его жизнь, его интересы вообще не принимаются в расчет. Тем самым агрессия ведет к полноценному контакту, а насилие — к разрыву контакта.
В итоге:
Хочу еще раз подчеркнуть, что агрессия необходима для выживания и достойного существования, для получения удовлетворения от секса, и проблемы создает не здоровая агрессия как таковая, а искаженное использование агрессивного начала. Естественно, нежность и близость неотъемлемая часть сексуальности, но без достаточного уровня агрессии желание угасает, его невозможно поддерживать.
Развитие в себе способность смело выражать себя, свое мнение, свои желания и несогласия, эмоционально себя проявлять – путь к насыщенной и полноценной жизни во всех ее проявлениях.
Да, и замечу, что я рассматриваю аспект агрессивности и сексуальности только в рамках психологии, оставляя физиологические проблемы, социальные тенденции, ментальное нарушение за гранью статьи. Проводя срез в плоскости выражения себя в разных ипостасях.
Мы можем обсудить с вами и другие аспекты вопроса агрессивности, сексуальности, которые у вас есть, мне интересен диалог и совместная работа.