Pendelson в :   
      

    Родители и дети

    Логические уровни личности. Или “как найти себя”.

    «Идти вперёд — значит потерять душевный покой, остаться на месте — значит потерять себя. В самом высоком смысле движение вперёд означает постижение себя».

    С. Кьеркегор.

    • “Я не знаю, чем мне заняться”.
    • “Я потерял/потеряла смысл в жизни”.
    • “Мне скучно и неинтересно жить”.

    Это темы обращения к психологам, которые, наверное, знакомы каждому в различные жизненные периоды.

    И способов работы с таким запросом много.

    В зависимости от сложности ситуации и продолжительности нахождения в таком фрустрированном и подавленном состоянии я применяю либо телесную терапию, либо анализ логических уровней. Для многих такой способ является очень эффективным.

    Каждый следующий логический уровень должен соответствовать предыдущему: например, если заявлена новая способность, то должны быть и действия, ее реализующие и развивающие, и контексты, в которых эти действия будут производиться.

    В процессе работа идет на каждом уровне, постепенно двигаясь сначала вверх, к искомому состоянию, а потом (не всегда) вниз, на базовый уровень, отслеживая, что поменялось или должно поменяться. Для тех, кто знаком с концепцией потребностей в виде пирамиды Маслоу такой подход сразу станет интуитивно понятным.

    Замечу сразу, что на любом уровне может потребоваться помощь психолога как минимум для ясности и принятия ситуации без прикрас, а как максимум – для реальных изменений в жизни на уровне практических действий, а не теоретических осознаваний.


    1. Первый уровень.

    На этом этапе рассматриваем “Окружение”. В прямом смысле слова.

    Основные вопросы этого уровня следующие:

    • - Что меня окружает?
    • - Кем и чем я себя окружаю?
    • - Кто я как окружение для других людей?

    Заметьте, вопросы только кажутся простыми. Ответить на них, даже в качестве самоисследования, уже узнаете о себе и о своих чувствах не всегда ожидаемые реакции.

    Это уровень безопасности, выживаемости, напрямую связан со стабильностью и опорами.

    2. Второй уровень.

    “Поведение”. Уровень осознавания своих обычных способов поведения в жизни.

    • - Что я чаще всего делаю по жизни?
    • - Каковы мои планы?

    Здесь речь не идет о грандиозных планах, скорее о планах на ближайшее время, о тактических задачах. План поужинать в ресторане или сходить на сессию к психологу, как вариант.

    Данный уровень – уровень удовольствия от того, что я делаю или не делаю.

    3. Третий уровень.

    “Способности”. Уровень качеств и талантов.

    • - Что я умею делать?
    • - Что я умею делать лучше всего?
    • - Что я люблю делать?

    Как правило, ответы на выше предложенные вопросы говорят о реализации человека в социуме и в соей микросреде (семья, команда, коллектив). И ответы в стиле “я умею заразительно смеяться” или “я умею управлять коллективом” одинаковы значимы. Важно – признание их как своих уникальных способностей.

    4. Четвертый уровень.

    “Убеждения”. Здесь вопросы могут быть следующие

    • - Почему я так поступаю?
    • - Чем обосновываю причины своих поступков?

    Заметьте, с каждым уровнем вопросы затрагивают более глубокие пласты психики. Не каждый день, мы даем себе отчет, почему поступаем определенным образом, а не мешало бы. Образно говоря - всегда лучше идти в путешествие, имея фонарик в кармане!

    5. Пятый уровень.

    “Ценности”. Уровень значимости.

    • - Зачем, во имя чего я делаю то или иное?
    • - Что для меня самое важное?
    • - Каковы мои главные ценности жизни?

    Hа этом уровне живут, действуют и героический принимают мученическую смерть борцы за веру и за идею всех сортов и оттенков. Это уровень творца своей жизни. Зная ответы на эти вопросы, человек уверен в своем жизненном пути.

    6. Шестой уровень.

    “Личностное своеобразие”. Иначе можно сказать “идентичность”, “самость”.

    • - Кто я?
    • - В чем главном я отличаюсь от других людей?

    Это уровень индивидуальности, уровень взрослой и свободной личности, ясно видящей свое место в жизни.

    7. Седьмой уровень.

    “Личная миссия”. Уровень предназначения.

    • - Куда мне развиваться?
    • - Кем я могу быть, развиваясь?
    • - Каково мое предназначение?
    • - Зачем я тут?

    Последовательно добираясь до седьмой ступени, мы начинаем слышать ответы на вопросы из глубин нашей психики.


    Замечу, что задачи каждый раз проходить все уровни нет. Как правило решение находится на более высоком логическом уровне, чем рассматриваемый запрос. Например, отвечая на вопросы по поведению, мы можем увидеть, что проблема лежит на уровне окружения "в тёмном переулке" и сменить окружение с тёмного переулка на "освещённую улицу/двор", просто каждый раз выбирая освещённую дорогу.

    И, несмотря простоту подхода, помощь психолога необходима. Услышать себя, увидеть и почувствовать свою истинность в психологическом и безопасном контакте при наличии обратной связи возможно. В обычной жизни – у нас слишком много иллюзий и обусловленностей.


    Разберем в качестве примера вопрос о желании поговорить с шефом о повышении зарплаты и о постоянном откладывании этого действия.

    Такая подвешенная ситуация у некоторых длится годами, и явно есть внутри ответ на вопрос, что мешает завести разговор. В процессе работы выяснилось, что коллектив прекрасный, начальник - понимающий профессионал, атмосфера комфортная, работа нравится. За последнее время клиент активно трудился, сильно вырос на занимаемой должности. Много говорил о своих способностях и о желании расти еще дальше.

    Ответ на вопрос появился на уровне “Убеждения”. Выяснилось, что он вообще-то верит, что даже та зарплата, что у него сейчас есть, уже выше той, что он заслуживает. Он считает себя недостойным получать больше, так как все достается ему легко, без особых усилий. В то время, как другие пашут, как он говорит, он просто получает от работы удовольствие. А за удовольствие денег больших не платят! И именно это “убеждение”, скорее всего, изначально не его собственное, мешает просить о повышении заработанной платы.

    Далее работа шла именно с этой установкой. В результате клиент разрешил себе поверить в то, что большие деньги могут доставаться не только каторжным трудом. Что работать можно легко и в удовольствие и получать за это гораздо большее вознаграждение.

    Разговор с руководством случился через несколько дней.
    Ответ – положительный!

    В форме ниже можно задать вопрос и/или записаться на консультацию:

    Этот раздел предназначен в первую очередь для тех, кто является обладателем статуса родитель. Здесь Вы сможете познакомиться с такими вопросами как: кто такой ребёнок, что такое воспитание, как обрести взаимопонимание? Умение видеть ситуацию глазами ребёнка, взаимное уважение, принятие обеспечат более точное понимание, которое позволит достойно решать возникшие разногласия, а так же позволит родителю познать ребёнка, а ребёнку – родителя.

     

    «Семейное воспитание для родителей есть прежде всего самовоспитание.»

    Н. К. Крупская

    2015—2022 © Pendelson
    Частная психологическая практика
    Powered by MoonBase

    Search

    Пожалуйста оцените статью:
    в один клик!
    Спасибо за оценку!
    Напишите нам:
    Отправить
    Спасибо за обратную связь!
    x
    ?
        Здесь Вы можете написать мысли и свои впечатления автору.
        Если оставите свой e-mail, мы постараемся вам ответить.
        Отправленная информация останется конфиденциальной и будет использована для улудшения нашего сайта и, если это потребуется, для работы с вами, согласно вашим пожеланиям. Ясно!