Pendelson в :   
      

    Карьера и цели

    Как хип-хоп стал мультимиллиардной индустрией (Из грязи в князи)

    «Если у тебя есть дом, то пусть в нём будет всего две комнаты, зачем тебе больше?» — сказал однажды Тупак Шакур, один из самых известных хип-хоп исполнителей в мире, жизнь которого трагически оборвалась в 1996 году. Современные рэперы эти слова вряд ли воспримут всерьёз, и если покупают дом, то только тот, в котором может заблудиться даже его хозяин. Изменилось всё — хип-хоп из музыки бедных районов стал одной из самых прибыльных индустрий в мире.

    В конце семидесятых хип-хоп зарождался как модная и необычная музыка нью-йоркских вечеринок, но в следующее десятилетие эволюционировал в социальный протест — молодые люди читали о жизни в неблагополучных американских районах, которую ежедневно ощущали на своей шкуре. Свои звёзды у жанра были уже тогда, но о его всемирном доминировании (равно как и о больших деньгах у исполнителей) даже речи не шло. Этого просто никто тогда не мог себе представить.

    Всё изменилось в 90-е, золотую эру хип-хопа, которую сегодня многие вспоминают с ностальгией: музыка была честнее, артисты прямолинейнее. Но рэп девяностых — мир, который в первую очередь был интересен только фанатам жанра. Едва ли не единственным исключением был Тупак Шакур — громкий, одиозный. Он брал всем и сразу — талантливой музыкой, ярким образом, шумными скандалами. Он был везде: на радио, в телевизионной рекламе, в голливудском кино. И да, он был сказочно богат, но у современных исполнителей его капитал вызвал бы лишь усмешку: на момент гибели Тупака его состояние составляло «всего» 40 млн долларов. Для примера, только к 2020 году Jay-Z заработал в двадцать пять раз больше — $1 млрд.

    «Петь о том, что ты бедный, но честный, стало немодным. Петь о том, что ты был бедным и честным, но жизнь тебя изменила, стало лейтмотивом»

    Деньги в хип-хопе во времена Тупака были скорее «серыми» — легальные доходы от продаж компакт-дисков, кассет и редкого винила, деньги от контрактов с мейджор-лейблами мешались в барабане с грязными, точное происхождение которых до сих пор вызывает массу вопросов как у фанатов жанра, так и у правоохранительных органов США. Грань между образом плохого парня в золотых цепях, с которым лучше не встречаться взглядом, если не знаешь, что хочешь сказать, и реальным человеком, который и правда так живёт, засыпая и просыпаясь с пистолетом в руке, была настолько тонкой, что даже сами исполнители не всегда до конца понимали, где она проходит.

    Но, так или иначе, капиталы в хип-хопе стали появляться, денег становилось всё больше, молодых и ярких артистов, взявших на прицел образ и modus vivendi старших товарищей (многие из которых уже покоились в земле), также прибавилось. Изменилась и повестка — петь о том, что ты бедный, но честный, стало немодным. Петь о том, что ты был бедным и честным, но жизнь тебя изменила — вот что стало основным лейтмотивом. И эта занимательная поэтическая мемуаристика стала своего рода оправданием для первых шальных и загадочных серьёзных денег, обилия золота на шее, бриллиантов в зубах и прочих излишеств, которые преследуют тех, кто буквально поднялся из грязи в князи.

    Но настоящим периодом для превращения хип-хопа в бизнес-машину стали нулевые. В рэперах стали видеть не опасный социальный элемент, а возможность вывести бренд на новый уровень. В их клипах стало появляться всё и сразу: газировка, смартфоны и бренды одежды. Некоторые не стеснялись брать деньги за упоминание названия бренда в текстах песен — если сегодня о тебе читает модный рэпер, завтра твой продукт начнут покупать все.

    Петь о том, что ты бедный, но честный, стало немодным

    К середине этого десятилетия появление рэп-куплета в форматном радиохите уже стало нормой, а традиционные (с точки зрения поп-музыки) певицы Нелли Фуртадо и Кристина Агилера сознательно шли к хип-хоп-продюсерам, чтобы вывести свою карьеру на новый виток развития. Продюсеры смело назначали шестизначные гонорары за одну песню, и, на удивление, клиентов у них только прибавлялось. Хип-хоп постепенно захватывал смежные жанры: появлялись звёзды поп-музыки, которых с интересом обсуждали и на рэп-форумах.

    Среди рэперов появились и первые бизнесмены. Например, к 2005 году 50 Cent стал звездой мирового масштаба, а в одежде его бренда G-Unit ходили как в Лондоне, так и в самой глубокой российской провинции. После этого стало понятно — рэперы могут становиться брендами.

    К началу десятых рэп окончательно превратился в самый успешный жанр. Рэперы и до этого много зарабатывали, но сейчас некоторые из них превратились в магнатов, которые в бизнесе успевали делать не меньше, чем в музыке. Это отлично видно в ежегодных рейтингах самых зарабатывающих рэперов. Jay-Z, Kanye West, Diddy и Dr. Dre много лет вели борьбу за звание первого рэп-миллиардера — пока Kanye не вырвался далеко вперёд с суммой общего дохода 1,8 млрд (согласно рейтингу Forbes 2020). На втором месте Jay-Z с заслуженными 1,4 млрд. Diddy, давно воспринимающий музыку как хобби и выпускающий пару песен в год, на третьем месте с $885 млн. Большая часть их заработков давно уже приносит не музыка, а бизнес — производство коньяка и одежды, вложения в недвижимость и другие инвестиции.

    Короли среди актуальных звёзд хип-хопа — Кендрик Ламар (75 млн в 2021) и Дрейк (49 млн в 2020). Их доходы пока более традиционны, большую часть приносит продажа песен (в том числе реклама на YouTube), концерты, насколько это было возможно в 2020, инвестиции в недвижимость и огромные рекламные контракты с известными брендами. Дрейк, правда, любит эксперименты — вместе с технологичным стартапом запустил сбор денег при помощи криптовалюты. Фанаты могли подкинуть на новый клип артиста, купив один из токенов.

    Времена меняются, и в последние годы на авансцену выходят новые герои хип-хопа, такие, как Lil Nas X — открытый гей, что для маскулинной культуры рэпа до сих пор было абсолютным табу. На днях он попал в число ста самых влиятельных людей планеты 2021 года по версии журнала Time, а до этого в список Forbes «30 до 30» — рейтинг самых перспективных людей младше 30 лет. Доходы рэпера в 2020 году составили $14 млн. Другой участник списка Time 2021 — пуэрториканец Bad Bunny, гордо несущий латиноамериканскую культуру в американские массы все последние годы. Начиная с 2017 года он зарабатывал по 3-4 миллиона долларов в год, и даже сложный 2021 на данный момент уже принёс ему 2,7 млн долларов. Конечно, Лил Насу и Бэд Банни ещё далеко до лидеров, но с таким кредитом доверия от общества не за горами взлёт нетрадиционных героев в списки самых богатых людей мира.

    Параллельно завоёвывать мир во всех направлениях стремятся и молодые артисты. Целый ворох рэперов с разноцветными волосами (во главе с Lil Pump) записывают двухминутные монотонные песни, в которых что-то неразборчиво бормочут под бит — и собирают сотни миллионов просмотров на YouTube и десятки миллионов долларов. И это легко объяснимый феномен. Если раньше на путь от ноунейма до звезды уходило несколько лет плотной работы с ушлыми людьми, заправляющими большими лейблами, то сейчас для этого достаточно пары песен на Soundcloud и снятого на коленке клипа. Роль мейджор-лейблов изменилась: сейчас они не создают больших артистов, а ловят их на взлёте.

    Последние пару лет рэп — это многомиллиардная индустрия. Он везде: в музыкальных чартах, в мире моды, в жёлтой прессе. Процесс, который Тупак запустил ещё в девяностых, наконец-то вышел на финишную прямую. Только артисты сегодняшнего дня взяли его формулу и умножили на сто: теперь у нас есть не один одиозный рэпер, о котором точно знают ваши родители, но огромный список артистов, о которых что-то слышала даже ваша бабушка. Рэп — больше не оборванец из гетто, а мультимиллионер из огромного особняка.

    Автор статьи Андрей Горбаш
    Опубликовано на сайте sberclever.ru

    В форме ниже можно задать вопрос и/или записаться на консультацию:

    В данном разделе рассматриваются вопросы карьеры и цели. Для чего нужно ставить цели? Как правильно их формулировать? Есть ли счастье в карьере и зачем она нам? Почему у одних мечта остаётся мечтой, а другие получают то, о чём желают? Здесь представлены практические упражнения, которые Вы сможете самостоятельно применять для решения возникшей задачи. Если вам не удалось сделать карьеру из любимого хобби, то вы всегда можете полюбить её, изменив своё отношение.

     

    «Не проблемы должны толкать вас в спину, а вперед вести мечты.»

    Дуглас Эверетт

    2015—2022 © Pendelson
    Частная психологическая практика
    Powered by MoonBase

    Search

    Пожалуйста оцените статью:
    в один клик!
    Спасибо за оценку!
    Напишите нам:
    Отправить
    Спасибо за обратную связь!
    x
    ?
        Здесь Вы можете написать мысли и свои впечатления автору.
        Если оставите свой e-mail, мы постараемся вам ответить.
        Отправленная информация останется конфиденциальной и будет использована для улудшения нашего сайта и, если это потребуется, для работы с вами, согласно вашим пожеланиям. Ясно!