Pendelson в :   
      
      
      
      
      
      
      
      

    Теория выученной беспомощности

    Была разработана в 1960-х и 1970-х годов американским психологом Мартином Э. П. Селигманом, в ходе эксперимента на собаках.

    Поведение человека всегда были интригующей темой исследований. Несмотря на все исследования о человеческом разуме, мы вряд ли сможем выяснить, что заставляет нас вести себя так, как мы ведём. Однако людям наверняка удалось пролить некоторый свет, как минимум, на несколько важные области.

    Обратите внимание на эти выражения: «Я бы все равно не смог. Зачем беспокоиться?» или «Противостояние и бунтарство бесполезно! Меня ругали всегда». Если вы услышали, что кто-то произносит эти слова то они, безусловно, демонстрируют признаки выученной беспомощности. Давайте попробуем разобраться, что это понятие означает на самом деле.

    Что такое выученная беспомощность?

    Что такое выученная беспомощность?

    Простыми словами, это поведенческая черта, когда индивидуум (или организм) принимает свою боль, физическое/психологическое насилие, преследование или любую другую проблему как неизбежность и неконтролируемое обстоятельство, даже если этого можно избежать.

    Теория выученной беспомощности, применяемая к людям, подразумевает, что психологические заболевания, такие как депрессия, могут возникать из-за предполагаемого отсутствия контроля над вытекающими последствиями из ситуации в будущем. Таким образом, это цикл, когда человек переживает нежелательные или отвратительные события, развивается «воспринимаемое» отсутствие контроля над такими событиями, а затем приводит к твердому убеждению в беспомощности в отношении таких событий. Обученная беспомощность характеризуется фобиями, депрессиями, негативными эмоциями, такими как печаль, тревога, разочарование, низкая самооценка и отсутствие мотивации.

    Примеры выученной беспомощности

    Примеры выученной беспомощности

    В психологии

    Теория беспомощности относит ее к нескольким поведенческим причинам, как клиническая депрессия, одиночество, злоупотребление наркотиками, дискриминация, старение, алкоголизм и другие. Человек, который социально застенчивый и все время страдает от сомнения в себе, начинает чувствовать, что не может контролировать результаты в той или иной ситуации. Это может полностью препятствовать любым социальным взаимодействиям вообще, из-за его ложного восприятия.

    Аналогичным образом, беспомощность частично является причиной таких проблем, как трудности, с которыми столкнулся человек в вышеизложенной зависимости или стрессовые отношения между супругами, где разлука рассматривается как невозможный исход, воспринимаемый как выход из-под контроля, позволяя накапливаться стрессу.

    В классе

    Страх или отсутствие усилий по повышению эффективности в том или ином предмете, например, математика, это тоже пример выученной беспомощности. Некоторые студенты на занятиях всегда сидят тихо и застенчиво. Они никогда не будут добровольно говорить или отвечать на вопрос. Это больше о том, успешны они или неудачны в классных тестах, или заданиях были до сих пор, а не об их способностях в качестве студентов в целом. Как только они потерпели неудачу в конкретной теме, они считают, что это ситуация, которая выйдет из-под их контроля после этого. Эта беспомощность усиливается одним или двумя экземплярами, поддерживающими их модель мышления. Если ребенка, который обычно не отвечает на вопросы в классе, заставляют говорить о чем-то, то обычно его класс своим поведением сам подтверждает беспомощность ребенка. Исследования доказали, что дети воспринимают неудачу по-разному; некоторые видят в ней недостаток усилий, в отличие от других.

    У собак

    У собак

    Эксперимент, который провел Селигман, был изначально о классической обусловленности у собак. Однако он попробовал вариацию в эксперименте. Вот как сам Селигман описывает схему этого эксперимента: «…Первой группе предоставлялась возможность избежать болевого воздействия. Нажав на панель носом, собака этой группы могла отключить питание системы, вызывающей шок. Таким образом, она была в состоянии контролировать ситуацию, ее реакция имела значение. Шоковое устройство второй группы было «завязано» на систему первой группы. Эти собаки получали тот же шок, что и собаки первой группы, но их собственная реакция не влияла на результат.

    Болевое воздействие на собаку второй группы прекращалось только тогда, когда на отключающую панель нажимала «завязанная» с ней собака первой группы. Третья группа шока вообще не получала.»

    Таким образом, две группы собак подвергались действию электрошока равной интенсивности в равной степени, и абсолютно одинаковое время. Единственное различие состояло в том, что одни из них могли легко прекратить неприятное воздействие, другие же имели возможность убедиться в безрезультативности своих попыток как-то влиять на неприятности.

    С третьей группой собак ничего не делали. Это была контрольная группа. После такого рода «тренировки» все три группы собак были помещены в ящик с перегородкой, через которую любая из них могла легко перепрыгнуть, и таким образом избавиться от электрошока.

    Именно так и поступали собаки из группы, имевшей возможность контролировать шок. Легко перепрыгивали барьер собаки контрольной группы.

    Собаки же с опытом неконтролируемости неприятностей жалобно скулили, метались по ящику, затем ложились на дно и поскуливая переносили удары током все большей и большей силы.

    Живое существо становится беспомощным, если оно привыкает к тому, что от его активных действий ничего не зависит, что неприятности происходят сами по себе и на их возникновение влиять никак нельзя.

    Политическое соучастие

    Граждане принимают участие в функционировании политической системы страны путем голосования. Люди выбирают своих представителей или лидеров в ожидании удовлетворения своих потребностей. После проведения голосования в течение значительного периода времени, если они узнают, что обещания не были выполнены, или не был достигнут прогресс по важнейшим вопросам, они, как правило, расстраиваются за свой голос (узнают о беспомощности). Их отношение и настрой «Так ли это важно?» начинает вкрадываться в их сознание.

    Насилие в семье

    Насилие в семье

    Нередко женщины терпимо относятся к насилию в семье. Это может быть в форме физического насилия, угрозы, психического стресса, сексуального насилия и т. д. Когда женщины, как правило, принимают данную ситуацию без какого-либо сопротивления такому насилию и чувствуют, что насилие является частью их жизни, они поддались выученной беспомощности. И, возможно, они используют его в качестве защитного механизма.

    Жестокое обращение с детьми

    Ребенка часто избивают дома в качестве наказания за каждую ошибку, что он делает. Ребенок может сначала попробовать противостоять родителям, кричать и плакать, или даже бить их в ответ. Однако если он получит интенсивнее удар на протест, это постепенно притупит его стремление к сопротивлению. Ребенок будет не знать, что он может изменить сценарий, и он не будет бороться или попытаться избежать сценария. Это повысить его шансы к жестокому обращению, что может стать привычным отношением.


    Записаться на консультацию Вы можете с помощью формы обратной связи.

    Search