Pendelson в :   
      
      
      
      
      
      
      
      

    Тесты

    Тест «Смысложизненные ориентации» (методика СЖО)

    Рейтинг:  4 / 5

    Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
     

    Цель:

    Оценить «источник» смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни.

    Тест СЖО содержит 20 пар противоположных утверждений, отражающих представление о факторах осмысленности жизни личности.

    Инструкция:

    «Вам предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача выбрать одно из утверждений, которое, по Вашему мнению, больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1, 2, 3 в зависимости от того, насколько Вы уверены в выборе (или 0, если оба утверждения на Ваш взгляд одинаково верны)»

     
         3   2   1   0   1   2   3   
    1. Обычно мне очень скучно.               Обычно я полон энергии.
    2. Жизнь кажется мне всегда волнующей и захватывающей.               Жизнь кажется мне совершенно спокойной и рутинной.
    3. В жизни я не имею определенных целей и намерений.               В жизни я имею очень ясные цели и намерения.
    4. Моя жизнь представляется мне крайне бессмысленной и бесцельной.               Моя жизнь представляется мне вполне осмысленной и целеустремленной.
    5. Каждый день кажется мне всегда новым и непохожим на другие.               Каждый день кажется мне совершенно похожим на все другие.
    6. Когда я уйду на пенсию, я займусь интересными вещами, которыми всегда мечтал заняться.               Когда я уйду на пенсию, я постараюсь не обременять себя никакими заботами.
    7. Моя жизнь сложилась именно так, как я мечтал.               Моя жизнь сложилась совсем не так, как я мечтал.
    8. Я не добился успехов в осуществлении своих жизненных планов.               Я осуществил многое из того, что было мною запланировано в жизни.
    9. Моя жизнь пуста и неинтересна.               Моя жизнь наполнена интересными делами.
    10. Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она была вполне осмысленной.               Если бы мне пришлось сегодня подводить итог моей жизни, то я бы сказал, что она не имела смысла.
    11. Если бы я мог выбирать, то я бы построил свою жизнь совершенно иначе.               Если бы я мог выбирать, то я бы прожил жизнь еще раз так же, как живу сейчас.
    12. Когда я смотрю на окружающий меня мир, он часто приводит меня в растерянность и беспокойство.               Когда я смотрю на окружающий меня мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности.
    13. Я человек очень обязательный.               Я человек совсем не обязательный.
    14. Я полагаю, что человек имеет возможность осуществить свой жизненный выбор по своему желанию.               Я полагаю, что человек лишен возможности выбирать из-за влияния природных способностей и обстоятельств.
    15. Я определенно могу назвать себя целеустремленным человеком.               Я не могу назвать себя целеустремленным человеком.
    16. В жизни а еще не нашел своего призвания и ясных целей.               В жизни я нашел свое призвание и цели.
    17. Мои жизненные взгляды еще не определились.               Мои жизненные взгляды вполне определились.
    18. Я считаю, что мне удалось найти призвание и интересные цели в жизни.               Я едва ли способен найти призвание и интересные цели в жизни.
    19. Моя жизнь в моих руках, и я сам управляю ею.               Моя жизнь не подвластна мне и она управляется внешними событиями.
    20. Мои повседневные дела приносят мне удовольствие и удовлетворение.               Мои повседневные дела приносят мне сплошные неприятности и переживания.

     

    Ключ к тесту СЖО

    Ключ к тесту СЖО:

    Обработка результатов сводится к суммированию числовых значений для всех 20 шкал и переводу суммарного балла в стандартные значения. Для подсчета баллов необходимо перевести отмеченные испытуемым позиции на симметричной шкале 3 2 1 0 1 2 3 в оценки по восходящей или нисходящей ассиметричной шкале. Восходящая последовательность градаций (от 1 до 7) чередуется в случайном порядке с нисходящей (от 7 до 1), причем максимальный балл (7) всегда соответствует полюсу наличия цели в жизни, а минимальный балл (1) – полюсу ее отсутствия.

    При подсчете баллов по ключу придерживаются следующего правила:

    • в восходящую шкалу 1 2 3 4 5 6 7 переводятся пункты 1, 3, 4, 8, 9, 11, 12, 16, 17.
    • в нисходящую шкалу 7 6 5 4 3 2 1 переводятся пункты 2, 5, 6, 7, 10, 13, 14, 15, 18, 19, 20.

    После этого суммируются баллы ассиметричных шкал, соответствующие позициям, отмеченных испытуемым.

    • Субшкала 1 (цели в жизни) – 3, 4, 10, 16, 17, 18.
    • Субшкала 2 (процесс жизни) – 1, 2, 4, 5, 7, 9.
    • Субшкала З (результат жизни) – 8, 9, 10, 12, 20.
    • Субшкала 4 (локус контроля - Я) – 1, 15, 16, 19.
    • Субшкала 5 (локус контроля - жизнь) – 7, 10, 11, 14, 18, 19.
    • Общий показатель осмысленность жизни (ОЖ) все 20 пунктов.
    Уровни  цели в жизни   процесс жизни   результат жизни   локус контроля - Я   локус контроля - жизнь  ОЖ
    Высокий  37-42 35-42 27-35 24-28 35-42  113-140 
    Средний  23-36 22-34 19-26 14-23 23-34 79-112
    Низкий  до 22 до 21 до 18 до 13 до 22 до 78

    Интерпретация:

    В тесте используются следующие субшкалы:

    1. Цели в жизни.

    Баллы по этой шкале характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временнýю перспективу. Низкие баллы по этой шкале даже при общем высоком уровне осмысленности жизни (ОЖ) будут присущи человеку, живущему сегодняшним или вчерашним днем. Вместе с тем высокие баллы по этой шкале могут характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектера, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Эти два случая несложно различить, учитывая показатели по другим шкалам СЖО.

    2. Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни.

    Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, что чтобы жить. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать гедониста, живущего сегодняшним днем. Низкие баллы по этой шкале – признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность на будущее.

    3. Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией.

    Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать человека, который доживает свою жизнь, у которого все в прошлом, но прошлое способно придавать смысл остатку жизни. Низкие баллы – неудовлетворенность прожитой частью жизни.

    4. Локус контроля – Я (Я – хозяин жизни).

    Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами и представлениями о ее смысле. Низкие баллы – неверие в свои силы контролировать события собственной жизни.

    5. Локус контроля – жизнь или управляемость жизни.

    При высоких баллах – убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Низкие баллы – фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.

    Заглушка в bottom2

    Search